1. Форекс
  2.  » 
  3. Финансовые новости
  4.  » 
  5. The Wall Street Journal: Первородный грех Европы
04.03.20101224

The Wall Street Journal: Первородный грех Европы

Национальные лидеры игнорировали растущий греческий долг годами

Европейцы винят финансовые операции Уолл-Стрит в том, что они подтолкнули Грецию к ситуации, из которой ее нужно спасать. Однако более пристальный взгляд на финансы этой страны за последние 10 лет с момента вступления в зону евро свидетельствует о том, что не только сама Греция виновна в своих долгах, а также о том, что соратники в других европейских государствах неоднократно закрывали глаза на пренебрежение правилами.


Хотя европейская комиссия и ФРС США исследуют своповые соглашения 2001 года с Goldman Sachs Group Inc., собственные бюджетные шаги Греции явно нарушают правила ЕС, затмевая последствия подобных сделок.

Затруднения, с которыми столкнулась Греция, являются следствием перерасходов, в результате которых инвесторы стали обеспокоены относительно способности платить по своим долговым обязательствам, хотя, конечно, такого хода событий не ожидали в зоне евро. Еще на ранних шагах развития был заключен пакт, направленный на предотвращение неконтролируемых расходов государствами для того, чтобы предотвратить подрыв общей валюты. Пакт необходимо было принять странам, вступающим в евро, с тем, чтобы ограничить ежегодный дефицит бюджета до 3% от ВВП, а общий госдолг до 60% от ВВП.

Рассмотрение комиссией ЕС бюджетных отчетов показывает, что Греция никогда не выполняла правила бюджетного дефицита за исключением 2006 года, и никогда не приближалась меньше чем на 30% к потолку долга.

Греция пересмотрела свои цифры по дефициту, значительно подняв их вверх за каждый год, начиная с 1997. Несколько раз окончательные данные были увеличены в 4 раза, о чем было заявлено впервые. В конце прошлого года греческое правительство дало ход нынешнему кризису, увеличив в 2009 году оценку дефицита бюджета, первоначально от 3.7% от ВВП, почти к 13% от ВВП.

Эти изменения значительно превышают воздействие спорных деривативных сделок Греции, которые она использует для того, чтобы маскировать размеры своего долга и данных о дефиците. Сделка в 2001 году по валютным свопам с Goldman урезала дефицит Греции примерно на 10% от ВВП в тот год. Для сравнения, Греция не зафиксировала €1.6 миллиарда евро ($2.2 миллиарда) военных расходов в 2001 – в 10 раз больше, чем помог сберечь своп, под данным Евростата, официальной статистической организации в ЕС.

Греческая проблема показала, что европейским финансовым институтам не хватает хватки или опыта для того, чтобы обуздать в рядах членов еврозоны ренегатов, - сказал Жан-Пьер Жюве (Jean-Pierre Jouyet), глава наблюдательного органа за французской биржей и бывший начальник штаба европейской комиссии Жака Делорсе (Jacques Delors). “Нам нужны новые инструменты для управления этими диспропорциями, так как пакт без санкций сам по себе недостаточен”, - сказал Жювье.

Константин Пападополус (Constantine Papadopoulos), генеральный секретарь по международным экономическим вопросам при МИД Греции говорит, что страна вступила в зону евро на законных основаниях. “Представление о том, что Греция “обманным” путем вступила в зону евро, является одним из тех понятий, которые застряли в сознании людей в Европе, и, так как это хорошо продуманный элемент пропаганды, будет тяжело изменить подобное представление.

Пападопулус, член ныне правящей партии Социалистов, сказал, что большинство изменений произошли потому, что приходящие к власти в 2004 Новые демократы ретроспективным способом пересмотрели военные расходы. Это, по его словам, имело воздействие на приписанный социалистам дефицит бюджета за последние несколько лет. Однако Евростат считает, что эти изменения были необходимы, так как военные расходы Греции были “сильно занижены”.

Эгейская страна не была одинока в нарушении правил еврозоны: большинство других стран-участников также не смогли выполнить требования по долгам и дефициту, по крайней мере, однажды за несколько лет, - говорится в отчете.

Евро был запущен 11 членами-учредителями в 1999 году, Греция присоединилась 18-ю месяцами позже, включенная в преднамеренный политический шаг европейских политических лидеров: членство в молодой валюте должно было быть как можно шире. Италия и Бельгия были допущены в первую группу, несмотря на значительно превышающий порог задолженности, что вызвало некоторые противоречия.

Вступление Греции, древней “колыбели демократии” было символично важным. В любом случае, к концу 90-х, Греция приписывалась великая экономическая история, что заставило некоторых удивиться.

Нынешний кризис в Греции, который ослабил евро и посеял сомнения относительно уровня задолженности некоторых европейских стран, показал, что европейские политические амбиции, направленный на расширение евро, сталкиваются с экономическими реалиями. Кризис также заставляет задуматься о том, что греческий экономический успех мог быть частично созданным миражом, надлежащим образом созданным при помощи экономической статистики.

Все это является следствием слабости, которая, как говорят экономисты и историки, была сразу с рождения общей валюты, а отсутствие согласованной фискальной политики не дает двигаться валютному союзу. С начала года евро демонстрирует напряженность, - говорит Дэвид Марш (David Marsh), автор “The Euro” (2009), хроники рождения валют. Валютный союз рассматривался некоторыми политиками как способ привести ЕС к политическому союзу, другие же, в основном немцы, подчеркивали необходимость фискальной и валютной ясности.

Когда страна находится в валютном союзе, немногое можно сделать для своенравного другого участника, так как архитекторы евро не дали реальных возможностей для осуществления такой помощи.


Отчасти из-за компромисса, достигнутого в 1996 году на европейском саммите в Дублине, на котором было принято решение налагать штрафы на сбившиеся с пути государства-участники путем совместного решения стран-участниц. Это была победа Жака Ширака (Jacques Chirac), в те времена президента Франции, над немецким канцлером Гельмутом Коллем (Helmut Kohl), который хотел утвердить автоматические штрафы. С момента того решения ни одна страна не была оштрафована.

Уильям Битер (Willem Buiter), главный экономист Citigroup и бывший член Комитета по монетарной политике Банка Англии, описал соглашение 1996 года, направленное на обеспечение долга и правил по дефициту, как “бумажного тигра”.

“Соглашение было неэффективным, так как какое-то время после своего создания оно создавало иллюзию, что существует, а кнут и пряник, способные изменить финансовое поведение государств, так в действительности и не использовались”, - писал он в новом исследовании.

Небрежное отношение к финансовым правилам началось слишком рано. Стремясь запустить евро в конце 90-х, европейские лидеры решили, что 1997 год будет ключевым. Если каждый смог бы достичь целей в том году, евро можно было бы запускать.

60% целей по сокращению задолженности были просто неосуществимы. Бельгия, например, списала долги, эквивалентные 131% от ВВП в 1995 году. Страны договорились о том, что задолженность считается приемлемой, пока она сокращается (еврозона, в целом, никогда не сталкивалась с превышением 60% долгового лимита).

Вместо этого, Европа пыталась удерживать ежегодный дефицит. Это привело к году одноразовых взлетов государственной казны. Страны продавали широкий спектр лицензий для мобильных телефонов. Франция получила выплату свыше €5 миллиардов под будущие предполагаемые пенсионные обязательства, которые вскоре должны были быть приватизированы France Télécom. Германия пыталась переоценить свои запасы золота, однако безуспешно.

Вдохновленные этими маневрами вместе с технобумом, 11 из 12 стран добились целевых 3%, поставленных в 1997 году. С грандиозными фанфарами евро родился, когда часы перешли из 1998 в 1999, хотя банкноты и монеты не функционировали еще 3 года.

С гораздо меньшей помпезностью, страны позже пересмотрели свои данные: из 11 первоначальных участников, которых отобрали на основе данных 1997 года, Испания, Франция и Португалия позже пересмотрели свои данные, указав дефицит выше 3%. Пересмотр бюджета Франции до 3.3% не был сделан вплоть до 2007 года.

Греция не была первой волной. Ее дефицит, равный 4%, был сильно занижен. Даже тогда технократы сомневались в греческой статистике. В конце 1999 года, чтобы удержать еврозону на плаву, ЕС игнорировал эти проблемы. Данные за 1998 год оказались лучше и европейские правительства согласились с тем, что Греция достигла фискальных целей.

Канцлер Германии Гельмут Коль и президент Франции Шак Ширак на саммите в Дублине в 1996 году

Они отметили сокращение дефицита до 2.5% от ВВП в 1998 и прогноз на 1.9% в 1999, поприветствовав меры Греции по сокращению задолженности. “Дефицит был ниже указанного в соглашении, достигнутом в 1998 и, как ожидалось, будет оставаться таковым в 1999 с перспективой дальнейшего сокращения в ближайшей перспективе”, заявили правительства в декабре 1999 года.

Все это не было правдой. В марте 2000 года Евростат заявил о том, что новый стандарт учета поднял греческий дефицит 1998 года до 3.2%. Позже, в отчете 2004 года, Евростат добавил около €2 миллиардов к изначальной сумме дефицита, в основном, из-за ошибочного подсчета Грецией субсидий для государственных субъектов на покупку акций, этой же схемой в дальнейшем воспользовалась и Португалия. В конце концов, в 1998 году дефицит уже был на отметке 4.3%, что было намного выше критерия вступления в еврозону.

Премьер-министр Греции Костас Симитис в июне 2000 года поднимает бокал за принятие Греции в евро

Дальше - хуже. Евростат обнаружил, что Греция лишь едва регистрировала расходы на военное оснащение в течение многих лет, стабильно переоценивала сборы от налогов, не учитывала стоимость госпитализации в системе здравоохранения и учитывала субсидии ЕС для частных лиц, как государственные доходы.

В условиях экономического спада, другие страны присоединились к Греции. Франция и Германия нарушили лимит дефицита в 2002, 2003 и 2004 годах, показав другим, что даже экономические локомотивы не соблюдают правила. В 2003 году, Италия и Нидерланды присоединились к списку. “Когда Германия и Франция столкнулись с трудностями, сильной ответной реакции со стороны ЕС не было”, - говорит Жан-Люк Деан (Jean-Luc Dehaene), бывший бельгийский премьер-министр. Финансовые министры думали над ответом, и “они были склонны принять политическое решение”, - говорит он.

Из первых 12 членов еврозоны все, кроме Бельгии, Люксембурга и Финляндии переступили бюджетное правило хотя бы один раз. Наконец, под политическим давлением, нормы были смягчены в 2005 году для того, чтобы позволить переступать лимиты в период финансового спада.

Это произошло после трагикомической истории с греческим дефицитом 2003 года. В марте 2004 года, Греция сообщила, что ее дефицит в 2003 году достиг €2.6 миллиардов, или 1.7% от ВВП. Евростат назвал эти данные “предварительными”, однако они по-прежнему были намного ниже, чем в среднем по еврозоне (2.7%).

Салют во Франкфурте в честь запуска европейских монет и банкнот 1 января 2002

Праздник в Греции был недолгим. Двумя месяцами позже, под давлением Евростата, Греция опубликовала новые данные. Дефицит 2003 года был 3.2%, отчасти благодаря завышенным налоговым поступлениям и субсидиям ЕС. Через 4 месяца после этого, дефицит равнялся 4.6%: Греция не включила в отчеты некоторые военные расходы, завысила излишки по социальному обеспечению, и занизила расходы по процентам. Новые данные в марте 2005 показали, что дефицит равняется 5.2%. Позже в этом году он стал 5.7%. Данные 18 месяцами ранее о дефиците €2.6 миллиардов оказались €8.8 миллиардами.

Одним словом, говорит Вассиллис Монастриотис (Vassilis Monastiriotis) из Экономической Школы Лондона, Греция “не смогла усвоить логику еврозоны, которая является фискальной дисциплиной”.


Приложение: Греческий кризис

20 Октября 2009
– новое правительство вступает в должность и оглашает план экономии, призванный восстановить разрушенное доверие к стране, и начать снижение бюджетного дефицита к 2012 году. Министр финансов George Papaconstantinou говорит, что бюджетный дефицит составит 12,5% от ВВП в 2009 году.

22 Октября 2009 – Рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг Греции до A- с A, после того как правительство раскрыло информацию, что бюджетный дефицит достигнет в 2009 12,5%, вдвое больше предшествующего прогноза.

8 декабря 2009 – Fitch понизил рейтинг Греции до BBB+ с негативным прогнозом. Fitch сообщил, что решение вызвано «обеспокоенностью в отношении среднесрочных прогнозов государственных финансов в условиях слабого доверия фискальным институтам и политическим рамкам в Греции».

16 декабря 2009 – S&P понизил рейтинг греческих облигаций до BBB с A-.

22 декабря 2009 – Moody’s понизил рейтинг греческого долга всего на одну ступень, до A2 c A1. Это было лучше ожиданий, вызвав ралли на фондовых и долговых рынках страны.

26 января 2010 – Греция готовится продать по крайней мере 1,5 млрд. долларов на глобальных долговых рынках из-за слабого спроса в Европе. Papaconstantinou надеется получить до 10 млрд. долларов от китайских и азиатских инвесторов.

28 января 2010 – Спред между греческими и немецкими облигациями взлетел до рекордных 405 пунктов, превысив 400 пунктов впервые.

29 января 2010 – Министр финансов Греции Papaconstantinou отрицает необходимость экстренного спасения Греции Евросоюзом.

2 февраля 2010 – Греческое правительство обозначило сокращение расходов и меры по повышению налоговых сборов с целью снизить бюджетный дефицит до 3% от ВВП к 2012 году от почти 13% к ВВП в 2009. Некоторые из них включали замораживание оплаты госслужащим и повышение налогов на топливо.

3 февраля 2010 – ЕС одобрило план.

9 февраля 2010 – Германия обсуждает план с партнерами по ЕС предложить гарантии по займам для снижения страхов дефолта и предотвратить расползание кредитных страхов.

11 февраля 2010 – Президент ЕС Herman Van Rompuy сказал, что европейские лидеры достигли соглашения в отношении помощи Греции и в борьбе с расползанием страхов на другие страны еврозоны.

15 февраля 2010 – Другие страны еврозоны дадут Греции месяц на то, чтобы показать, как она сможет справиться с несбалансированным бюджетом перед тем как продолжить снижать расходы и ужесточать налоговое бремя.

23 февраля 2010 – Греческая финансовая нестабильность стала распространяться на частные банки. Fitch понизила рейтинг четырех крупнейших банков страны до BBB, что всего на две ступени выше уровня «мусорных» облигаций. Fitch охарактеризировала прогноз по Греции как «негативный».

3 марта 2010 – Греческое правительство анонсировало новый план сокращения дефицита, призванный сократить его на 4,8 млрд. евро. Правительство выступило с понижением зарплат чиновников и повышением налогов с продаж на два процентных пункта.

Europe's Original Sin, The Wall Street Journal, Mar 3

Есть вопросы по трейдингу? Ответы уже готовы!

Аналитика FxTeam в Telegram Аналитика FxTeam в Telegram – читайте новости и аналитику первыми!

Опрос