Обзор валютного рынка за август
Обзор валютного рынка за август
В августе валютные рынки показали заметное усиление волатильности. Если в июне и июле пара евро-доллар все время находилась в пределах диапазона 1.15-1.1850, то в августе пара пробила диапазон вниз. Начав снижение от максимума 31 июля на 1.1740, евро-доллар 15 августа упал до отметки 1.13, таким образом показав почти четыре с половиной “фигуры” снижения. Во второй половине августа евро-доллар почти полностью отыграл падение, показав 28 августа максимум на 1.1730. Поведение пары евро-доллар хорошо отражает изменение аппетитов к риску на глобальных рынках. Сходную картину демонстрировали в августе (как и в последние месяцы) цены на медь и индекс акций развивающихся рынков MSCI EM
Одним из главных поводов, который вызвал сворачивание аппетитов к риску в начале августа, стал провал переговоров по торговле между США и Китаем. Президент США Трамп дал поручение торговому представителю Лайтхайзеру рассмотреть возможность введения пошлин в размере 25% на импорт китайских товаров и услуг на сумму 200 млрд. долларов. Во второй половине августа новости о возврате сторон к переговорам снова вызвали надежды на то, что торговой войны удастся избежать. Кроме того, одним из поводов для ослабления доллара стало выражение Трампом неудовольствия по поводу чрезмерно крепкого курса доллара (он также обвинил Китай и ЕС в искусственном обесценении курсов своих валют). На американском фондовом рынке оптимизм выразился в том, что индекс S&P во второй половине августа последовательно обновлял исторические максимумы, поднимался выше отметки 2900.
В то же время цены на нефть, начинавшие август в районе 74 долл. за баррель, снижались к середине августа до 71.15 долл. за баррель, затем к концу августа выросли до 78 долл. за баррель. Нефть, очевидно, начала закладывать в цену санкции США против иранской нефтяной отрасли, которые вступят в силу с 4 ноября. Однако рост цен на нефть не оказал поддержки российскому рублю, начавшему месяц на отметке 62.20 и закончившего его на отметке 67.50. И если в первой половине августа рубль резко упал, то во второй половине августа не смог даже отчасти восстановить утраченные позиции. При этом Центробанк РФ, который 8 августа после падения рубля приостановил покупки валюты для Минфина РФ в рамках “бюджетного правила”, а потом спустя неделю возобновил их, 23-его августа объявил о приостановке покупок валюты до конца сентября. При этом “бюджетное правило” продолжает выполняться, просто ЦБ продает валюту Минфину из своих запасов (здесь надо отметить, что в предыдущие годы, когда Минфин финансировал дефицит бюджета за счет сокращения Резервного фонда, происходила обратная операция, без участия рынка, ЦБ покупал валюту у Минфина). Однако новость о прекращении покупок валюты с рынка привела лишь к краткосрочной коррекции пары доллар-рубль от отметки 69 до 67, после чего пара вернулась выше отметки 68 рублей за доллар. Впрочем, рубль не является исключением среди валют развивающихся стран. Бразильский реал, индийская рупия, южноафриканский рэнд продолжили слабеть и во второй половине августа, и в начале сентября. Отдельно стоит упомянуть обвал аргентинского песо и турецкой лиры. Эти валюты падают с начала года на 50% и на 42% соответственно (знаменательно было повышение ставки ЦБ Аргентины 30 августа сразу с 45% до 60% в целях остановки обвала национальной валюты). Среди валют стран БРИКС только китайский юань, как и евро, показал рост во второй половине августа. (список худших валют с начала года - см. рис., данные Bloomberg )
Наблюдаемые на мировых рынках процессы, очевидно не являются простыми совпадениями. Экономики развивающихся стран попали под давление удорожания стоимости долларовых заимствований вследствие ужесточения монетарной политики ФРС, а также, дополнительно, тарифной и санкционной политики США. Например, валюты стран Латинской Америки снижаются просто из-за оттока капитала, в случае же России и Турции ситуация отягощается санкциями, в случае Китая – торговой войной. Однако вряд ли все ограничится развивающимися рынками. И Еврозона имеет свои слабые места. Одно из них - это Италия, имеющая уровень госдолга к ВВП на уровне 135%. Обвал турецкой лиры также грозит проблемами для европейских банков. По данным Банка международных расчетов (BIS), турецкие фирмы должны испанским банкам $83,3 млрд, французским банкам — $38,4 млрд, итальянским банкам — $17 млрд. Доходность 10-летних облигаций Италии продолжает держаться на уровне 3%, а агентство Fitch поставило рейтинг BBB Италии на пересмотр в сторону снижения.
Впрочем, как показывает опыт 2014 года, для падения евро в Европе совершенно не обязательно должны произойти какие-то потрясения. С мая 2014 года пара евро-доллар упала с отметки 1.39 в мае 2014 г. до 1.05 в марте 2015 г., при этом доходность облигаций в целом по странам еврозоны, включая Италию, стабильно снижалась, экономический рост также был довольно устойчивым. Евро тогда падал в рамках предыдущего цикла сворачивания аппетитов к риску, который начался со второй половины 2014 года и продолжался до конца 2015 года. В этот период падали цены на все активы, нефть, к примеру, упала с 110 до 27 долл. за баррель. Общий рост доллара в тот период можно объяснить крайне запоздалой реакцией рынка на сворачивание QE3 от ФРС, которое началось еще по итогам заседания ФРС в декабре 2013 года (и было анонсировано за несколько месяцев до этого). Однако когда реакция началась, она привела к почти 35-фигурному падению пары евро-доллар. В этот же раз рынок полтора года не реагировал на ужесточение монетарной политики ФРС, и евро-доллар даже демонстрировал рост вопреки повышению ставок в США. Но вот в конце апреля 2018 года доллар начал расти, пара евро-доллар уже показывала снижение с максимума года на 1.2550 до 1.13. Возможно, как и в прошлый раз, это все-таки запоздалая реакция на ужесточение монетарной политики ФРС, и, как и в прошлый раз, она может быть очень сильной. Мы уже много раз писали о том, что согласно модели корреляции между курсом евро-доллара и дифференциалом ставок по 2-летним облигациями Германии и США курс пары евро-доллар должен был бы уже быть ближе к паритету (см. рис.). Евро-доллар уже был на отметке 1.03 в 2016 году, и теоретически вполне может оказаться там еще раз.
В сентябре доллар может получить дополнительную поддержу в связи с ожидаемым очередным повышением ставки ФРС 26 сентября. Кроме того, начиная с октября, ФРС начнет сворачивать баланс со скоростью 50 млрд. долл. в месяц, в то время как ЕЦБ в 4-ом квартале, предположительно заканчивая свою программу количественного смягчения, все еще будет наращивать баланс со скоростью 15 млрд. евро в месяц. Кроме того, дефицит долларовой ликвидности будет подстегивать план Казначейства США нарастить в 4 кв. рыночный госдолг на 440 млрд. долл. В этих условиях мы полагаем, что повторный выход из диапазона 1.15-1.1850 будет скорее в сторону снижения, и в таком случае первой целью будет выступать минимум от 15 августа на отметке 1.13.
Что касается российского рубля, то несмотря на колоссальную недооцененность рубля к нефти, риски его дальнейшего снижения сохраняются. Цена нефти в рублях уже поднялась до 5350 (при цене нефти в моменте в 77.60 долл. и доллар-рубле на уровне 68.95), но этот показатель очевидно потерял какую-либо актуальность. При продолжении оттока капитала с развивающихся рынков рубль будет оставаться под давлением, пока доля нерезидентов в госдолге РФ не сократится достаточно сильно (по последним данным ЦБ за июль их доля составляла 28%).
Источник: ВТБ Капитал Форекс
Торговать CFD на нефть Brent, WTI и природный газ наиболее выгодно с FxPro.
15.01.2025 15:58 CAD отстает от сырьевых аналогов – Scotiabank 15.01.2025 15:55 USD/JPY: комментарии главы Банка Японии Уэды усиливают ожидания ужесточения политики Банка Японии – Scotiabank 15.01.2025 15:51 Доллар США снижается - Scotiabank 15.01.2025 15:42 WTI держится выше отметки $76,50 на фоне санкций США против экспорта российской нефти 15.01.2025 15:30 Фондовый рынок, Daily history за 14 января 2025 г.